Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, д.8

8 (812) 426-73-40
История о водовозах, водокачках и водопроводе
Здесь вы найдёте самые свежие новости и советы из мира клининга. Подписывайтесь на нашу рассылку.
Введён некорректный e-mail

История о водовозах, водокачках и водопроводе

Немного о прошлом водообеспечении Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург стоит на Неве, поэтому жители города никогда не страдали от нехватки воды. Любой человек набирал воду для собственных нужд, в том числе и питьевых, из множества речек и каналов. А те, кому не повезло жить рядом с источников воды, пользовались колодцами. В XIX веке их было больше тысячи по всему городу.

Конечно, с современными водопроводными системами ресурсы водообеспечения Петербурга двухсотлетней давности не идут ни в какое сравнение. Но тем не менее, люди той эпохи (особенно те, кто проживали близ водоема) не испытывали огромных трудностей, когда им была нужна вода, могли позволить себе устроить большую стирку или же генеральную уборку помещений. Жителям небольших городов и деревень о таком оставалось только мечтать.

Водокачки и водовозы

В первой половине XIX века в Санкт-Петербурге начали ставить водоливные машины в тех городских зонах, где нельзя было нормально спуститься к воде. Такие установки представляли собой будки из дерева или камня, внутри которых находились водокачки с ручными насосами. Первые водокачки были обустроены возле Исаакиевского и Воскресенского наплавного мостов. А спустя пару десятилетий в городе стояло уже 37 водоливных установок.

Как правило, граждане лишь изредка набирали воду самостоятельно. С появлением таких точек водообеспечения получили большую популярность водовозы. Именно представители этой тяжелой профессии чаще всего эксплуатировали водокачки. Они черпали воду ведрами или же разливали по бочкам с помощью шлангов, после чего доставляли ее по районам города. Водовозы платили 7 рублей серебром, за что получали специальный жестяной знак, который прибивали к бочке, и могли свободно пользоваться водокачкой хоть все 365 дней в году.

За свои услуги водовозы брали плату. Обычно у каждого такого работника была своя клиентская база, которая приносила постоянный доход. В одном из выпусков «Петербургской газеты» писали, что кроме водовозов были еще и самые настоящие водоносы – рабочие, которые переносили огромные объемы воды своими силами, не щадя спины. Кроме того, воду продавали в небольших магазинчиках. Там люди могли купить ведро воды за 5 копеек. А те, у кого совсем не было денег, покупали воду бутылками.

Практически каждый водовоз начинал свой путь с профессии водоноса, доставляя воду по подворьям в ведрах, порой даже без коромысла. Со временем трудяга мог подкопить денег и купить бочонок на колесах. Белые бочки предназначались для развоза чистой питьевой воды из реки Невы, а бочки, наполненные водой технического назначения, были окрашены в зеленые и желтые цвета. Но самыми успешными считали конные водовозы. Они могли перевозить за раз большой объем воды и работали намного продуктивнее, обеспечивая водой гораздо больше жителей.

Водопроводы

В северной столице водопроводы появились быстро, правда эксплуатировали их не для бытового удобства горожан, а для обеспечения фонтанов водой. Так, первые водопроводные системы с канализациями существовали в Монплезире и во дворце Меншикова, однако их постояльцы по старинке использовали кувшины и тазы.

За прокладывание бытового водопровода бились и в 1819, и в 1825 годах, получая отказ за отказом. Добро дали лишь в 1846 году, когда этим проектом загорелся граф Эссен-Стенбок-Фермор. Первый бытовой водопровод обустроили на нынешних улицах Восстания, Итальянской, Чайковского. Правда, идея не получила должного успеха, поскольку люди не привыкли к таким удобствам и продолжали добывать воду как раньше.


Contact Details:
Main address: ул. Профессора Попова, д.8 197022 Санкт-Петербург