Текущая и генеральная уборка пищеблоков
Пищеблок – наиболее сложное помещение в плане клининга. Текущая и генеральная уборка пищеблока проводится строго по стандартам, которые касаются не только сроков и состава. Необходимо учитывать все требования СанПиН и других нормативных актов: правильно маркировать моющие средства, выбирать инвентарь, вести сопутствующую документацию и пр.
У руководства общепита есть два пути: организовать и контролировать уборку с помощью внутренних ресурсов, нанимая дополнительных сотрудников, или обратиться в профильную компанию, чтобы разделить ответственность за качество уборки, грамотно организовать клининговые процессы и снизить риски получения штрафов.
Содержание статьи
Кто отвечает за качество уборки в пищеблоке?
Обычно за чистоту пищеблока ответственны сразу несколько людей. В зависимости от организации и структуры управления предприятием, это может быть:
- руководитель производственного отдела, который контролирует процессы и операции в пищеблоке и следит за выполнением уборки в соответствии с установленными нормами и требованиями;
- сотрудник службы качества, который следит за соблюдением стандартов качества при производстве и обработке продуктов, в том числе за чистотой и санитарным состоянием пищеблока;
- специалист по охране труда, который обеспечивает соблюдение требований безопасности труда и санитарных норм при уборке;
- уборщики, которые непосредственно занимаются уборкой и поддержанием чистоты.
Каждый из этих специалистов контролирует свою часть работы, но юридическая и финансовая ответственность остаётся на организации и её руководителях – именно они отвечают за последствия выявленных нарушений.
Состав регулярной уборки пищеблока
Каждый день
Ежедневная уборка пищеблока проводится 1 раз в день или чаще. Как часто нужно проводить текущую уборку, зависит от специфики объекта.
- Удаление мусора, крошек и остатков продуктов
- Обеспыливание пола, осветительных приборов, оборудования и всех открытых поверхностей
- Протирка радиаторов, подоконников
- Влажная уборка пола и открытых поверхностей
- Дезинфекция разделочных столов, раковин и оборудования, имеющего прямой контакт с продукцией
- Дезинфекция контактных поверхностей (дверных ручек, выключателей и пр.)
- Удаление локальных загрязнений
- Проветривание
- Вынос мусора
Еженедельно
- Мытьё стен с применением моющих средств
- Мытьё осветительных приборов
- Полировка стеклянных поверхностей
- Очистка поверхностей от копоти
Состав генеральной уборки пищеблока
Сколько раз в год помещению нужен капитальный клининг зависит от его специфики. Например, график генеральной уборки пищеблокадетском саду и школе – 1 раз в месяц.
- Все пункты регулярной уборки
- Мытьё оборудования изнутри и снаружи
- Чистка и мытьё системы кондиционирования
- Обезжиривание поверхностей
- Дезинфекция всего помещения и оборудования
- Дезинфекция инвентаря
Как выполняется уборка по СанПиН?
СанПиН – это установленные государством санитарные нормы и правила, которые контролируют безопасность общественной среды для здоровья человека и препятствуют распространению заболеваний. Качественная уборка и дезинфекция – основные инструменты, гарантирующие такую безопасность, поэтому к уборке любого общественного помещения предъявляется множество требований.
СанПиН регламентирует:
- состав и последовательность проведения уборки;
- выбор средств для очистки и дезинфекции;
- оснащение правильным инвентарём;
- условия хранения средств и инвентаря;
- правила личной гигиены персонала;
- требования к обучению и контролю персонала;
- требования к контролю за качеством уборки.
Чтобы убрать пищеблок в соответствии с СанПиН, необходимо не только выполнить необходимые работы, но и правильно задокументировать их выполнение.
Соблюдение СанПиН на объектах планово (по графику с уведомлением за 3 дня) и внепланово (на основе обращений граждан) проверяет Роспотребнадзор. Проверки включают оценку текущего состояния, а также аудит сопутствующих документов:
- сертификат ХАССП, подтверждающий соответствие внутренних регламентов всем нормативно-законодательным актам;
- план и технологическую карту уборки, содержащие точный алгоритм уборки пищеблока (инструкция: где, когда, как и чем убирать);
- график уборки каждого помещения с отметками о выполнении с указанием даты, времени, ФИО уборщиков и контролирующего сотрудника;
- документы, подтверждающие прохождение инструктажа и обучения всеми задействованными сотрудниками;
- документы, подтверждающие исправность оборудования, которое по необходимости используется для контроля за качеством уборки (термометры, индикационные приборы и пр.);
- медицинские книжки всех сотрудников, если они связаны с оборотом продуктов питания и/или работают в учреждениях для детей и подростков.
Особенности уборки столовой в школах и ДОУ
СанПиН 2.4.1.3049-13 устанавливает особые требования к гигиене и санитарному состоянию столовых в детских учебных учреждений, в том числе и к их уборке. Этому посвящены п.13.17 и п.13.19. Влажную уборку в столовой зоне и пищеблоке необходимо проводить после каждого приёма пищи. Генуборку пищеблока с последующей дезинфекцией – строго раз в месяц. Для мытья поверхностей обязательно использовать горячую воду (от 45 градусов) с моющим средством.
CleanField: убираем пищеблоки по СанПиН с 2007 года
Наш опыт – ваш опыт. Мы давно сотрудничаем с предпринимателями из сферы общепита, поэтому знаем как устроены процессы и можем помочь с их внедрением. Клиенты CleanField, кроме гарантии качественного клининга, получают помощь в составлении и заполнении необходимых документов.
- Любые задачи. Мы убираем помещения любого назначения. Нам также можно доверить уборку производственных цехов, столовых помещений, складов, санузлов или весь объект «под ключ».
- Опытный персонал. На объекты с повышенными требованиями отправляются опытные клинеры, которые хорошо понимают нюансы уборки.
- Строгий контроль. За сроками и должным качеством уборки на объекте постоянно следит менеджер. Работы принимаются по чек-листу – ошибки и недоработки исключены.
- Всё по закону. Работы выполняются по ТЗ заказчика и строго в соответствии с СанПиН и другими нормативными документами.